Применение автомобильных наклонных подъёмных установок в карьерах
На сегодняшний день многие карьеры достигли глубин 300-500 метров, что значительно влияет на стоимость транспортирования руды на поверхность. Для доставки горной массы со дна используются карьерные автосамосвалы, которые преодолевают до 6-10 километров пути, чтобы выехать на поверхность, затрачивая на это до 20-40 минут.
Чтобы избежать чрезмерного расхода топлива автосамосвалами и сократить время подъема горной массы для Сибайского карьера была спроектирована скиповая подъёмная установка, при помощи которой горную массу поднимали из карьера, прослужившая 25 лет. [Новожилов Михаил Галактанович (1911-1997). К столетию со дня рождения. Известия УГГУ. 2012, №27-28.]
Известен опыт применения скиповых подъемников на карьерах США (карьеры Мармора, Либерти, Невада, Мортон, Чино), Канады Джефри-майн), Испании (Маркуэсадо), Конголезской Республики (Колвези) [М.В. Васильев, транспорт глубоких карьеров, 1983 – 296 с].
Существенное совершенствовании автомобильной техники привело к тому, что подобные установки стали менее привлекательны, и постепенно вышли из обращения.
Однако, идея подъема горной массы по кратчайшему пути живет по сей день и периодически в научно-технической литературе и в релизах концептуальных разработок производителей оборудования появляются предложения по созданию наклонных автомобильных подъемников.
Так в 1990-е годы выполнены предпроектные проработки автомобильного наклонного подъемника (АНК-120) для карьера «Юбилейный» АК «АЛРОСА», предполагавший подъем с помощью специальной платформы автосамосвалов грузоподъемностью 120 тонн (полная масса 210 тонн!). [А.Г. Сисин, В.И. Белобров, М.А. Файнблит, А.Н. Акишев. Эффективность автомобильно-клетьевых подъёмников АНК-120 на глубоких карьерах, Горный журнал, 1995 №6.]
Компании GHD и Siemug представили модели наклонных автомобильных подъемников (видео, Буклет).
В Японии и вовсе воплотили идею в жизнь, правда в уменьшенном масштабе. Одноконцевой подъёмник используется для подъёма двух самосвалов с породой от подземных горных выработок на борт дамбы. Такое необычное решение было связано со сложным ландшафтом местности.
[Перевод названия и описания ролика]
Тур по Гифу. Плотина Токуям. Сооружения плотины настолько большие, что такие как крупные строительные машины кажутся игрушечными
Я ехал по национальной трассе 303 из района Хубэй префектуры Сига, в префектуру Гифу через туннель Якуши. При пересечении плотины Йокояма путь проходил дальше на север. Дорожные условия, как правило, хорошие, хотя это горная местность. Крупные самосвалы, перемещаются установкой, похожей на эскалаторы, и перевозят землю и песок от туннельного бурения. Я поражен, что в горах рядом с префектурной границей с Фукуи есть такие глупые искусственные сооружения. (2010.08.07)
Тема подъема горной массы из карьера по кратчайшему пути занимает умы инженеров и исследователей по сей день. В Институте горного дела УрО РАН также ведутся работы над концепцией автомобильного наклонного карьерного подъемника (АНКП).
Принцип действия установки заключается в следующем: две платформы для перемещения самосвалов связаны через систему канатов, проходящей через систему шкивов таким образом, что при опускании верхней платформы — нижняя поднимается. Установка приводится в движение при помощи многоканатной подъёмной машины со шкивом трения, расположенной в верхней части установки.
Характерной особенностью установки является то, что вес порожнего самосвала с платформой частично уравновешивает вес гружённого самосвала с платформой. Мы задались вопросом: возможно ли создание подъемников, которые способны транспортировать самосвалы-гиганты грузоподъемностью до 450 тонн? Наши расчеты показали, что применение самосвалов грузоподъёмностью более 240 тонн значительно усложнит установку, при этом увеличив вес почти в 1,5 раза и более. Ключевой же вопрос состоит в сложности обеспечить устойчивость пород массива, на котором размещается подъемник, при воздействии огромных нагрузок.
[Проблемы недропользования. 2017. Выпуск 2 (13), с 133.]
В любом случае важно, чтобы подъемник занимал как можно меньше пространства, чтобы не расширять карьер (как говорят специалисты-технологи – не разносить борта карьера).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Создание карьерных автомобильных наклонных подъемников технически возможно для автосамосвалов грузоподъемностью до 130-140 тонн, а возможно и до 240 тонн.
- При создании таких установок необходимо применять современные технологии и конструкционные материалы для снижения их минимальной металлоемкости и энергоемкости подъема самосвалов, а также сокращения сроков строительства.
- Выгоды от применения подъемника в глубоких карьерах достигаются:
- сокращением парка автосамосвалов;
- снижением расхода материалов и ресурсов на автотранспорт;
- снижения загазованности рабочего пространства карьера;
- сокращение объема разноса бортов за счет уменьшения количества автодорог в карьере.
- Область применения автомобильных подъемников определяется его максимальной производительностью, которая составляет 3,8-16,6 млн.т/год для автосамосвалов грузоподъёмностью 45-240 тонн при высоте подъёма 300 метров.
Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.