ПУБЛИКАЦИИ

Вашему вниманию представлены основные публикации лаборатории. Все статьи делятся по тематикам и имеют ссылки на elibrary.ru. 

МикроаннотацияСсылка
1В статье приводятся: методика прогнозной оценки энергетических затрат на работу тяговых средств карьерного железнодорожного транспорта с учетом увеличения высоты подъема горной массы по текущему изменению центра тяжести объемов перевозки горной массы; результаты имитационного моделирования работы железнодорожного транспорта и обоснована провозная способность схемы путевого развития рудовозного района карьеров ОАО «ЕВРАЗ КГОК», представлены методика, средства, а также опыт тормозных испытаний подвижного состава на карьере ОАО «Ураласбест».Бахтурин Ю.А. Актуальные вопросы железнодорожного транспорта карьеров / Бахтурин Ю.А. // Проблемы недропользования. – 2014. – № 3. – С. 145 – 153.
2Приводятся результаты испытаний тормозных колодок с улучшенными эксплуатационными характеристиками, применение которых позволяет повысить безопасность эксплуатации тяговых средств за счет снижения тормозного пути по сравнению с применением стандартных колодок, а также уменьшения опасности возникновения пожара за счет низкого уровня искрообразования. Время торможения сокращается на 25 %, тормозного пути тяговых средств на 30 %. При этом срок службы высокофосфористых колодок в 2,5 – 4,0 раза превышает аналогичный показатель стандартных колодок, также улучшается ряд других эксплуатационных показателей. Бахтурин Ю.А. Повышение безопасности на карьерном железнодорожном транспорте за счет уменьшения тормозного пути / Ю. А. Бахтурин, И. А Голышев // Проблемы недропользования. – 2016. – № 1. – С. 114-119. DOI: 10.18454/2313-1586.2016.01.114
3Приводятся результаты имитационного моделирования работы ж.д. транспорта карьера ОАО «Ураласбест», установлены зависимости сменных объемов перевозок по видам горной массы от числа поездов и вариантов расстановки экскаваторов. Бахтурин Ю.А. Имитационное моделирование работы карьерного железнодорожного транспорта комбината "Ураласбест" / Ю. А. Бахтурин // Горный информационно- аналитический бюллетень. – 2017. – СВ №23. – С. 99-107.
4Методическое обеспечение. Экспертиза подвижного состава карьерного железнодорожного транспорта.Бахтурин Ю.А Экспертиза промышленной безопасности подвижного состава карьерного железнодорожного транспорта / Ю. А. Бахтурин // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2011. - ОВ №11. - С. 309-325.
5В статье приводятся примеры из практики проведения независимых экспертиз после аварий и несчастных случаев. Показано, что накопленный в ИГД УрО РАН большой экспериментальный и методический материал в области эксплуатации карьерного железнодорожного транспорта обеспечивает точность, требуемую определенность оценок, применение надежных и взаимно признаваемых участниками работ простых измеряемых критериев при моделировании экспертиз.Бахтурин Ю. А. Обоснование решений экспертизы после аварий и несчастных случаев на карьерном железнодорожном транспорте / Ю. А. Бахтурин, Г. Д. Кармаев // Проблемы недропользования. – 2016. – №1. − C. 120-129. DOI: 10.18454/2313-1586.2016.01.120

МикроаннотацияСсылка
1Описана универсальная интерактивная имитационная модель функционирования карьерного транспорта. Приведены результаты моделирования для различных видов карьерного транспорта.Бахтурин Ю. А. Имитационное моделирование и автоматизированное управление горнотранспортными работами в карьерах / Ю. А. Бахтурин, Р. Г. Салахиев, А. В. Дедюхин, А. Г. Журавлев // Горный журнал. - 2012. – №1. – С. 82-85.
2Представлен подход к оптимизации параметров транспортных систем карьеров на основе компьютерного моделирования. Приведен пример оптимизации экскаваторно-автомобильного комплекса с применением данной методики. Журавлев А. Г. Моделирование параметров транспортных систем глубоких карьеров / А. Г. Журавлев, А. В. Скороходов // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2015. – № 11 (СВ №56). – С. 336-349.
3Приведены основные принципы и актуальные вопросы создания имитационных моделей функционирования ж.д. транспорта.Бахтурин Ю. А. Моделирование работы сложных транспортных систем карьеров / Ю. А. Бахтурин // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2011. – № 1. – С. 82-90.
4Приведены результаты расчета параметров карьерных автосамосвалов специфической конструкции (с аккумулятором энергии рекуперации) на основе детального компьютерного моделирования движения автосамосвала по различным трассам в карьере.Журавлев А. Г. Компьютерное моделирование режимов движения карьерных автосамосвалов с КЭУ / А. Г. Журавле // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2011. – ОВ №11 – С. 371-382.
5Свидетельство о регистрации на программу ЭВМ для моделирования функционирования транспортной системы карьера.Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. 2012617844 Российская федерация. Транспортная система карьера (ТСК) / Ю.А. Бахтурин, А.Г. Журавлев, Л.А. Трофименко (РФ). – 2012615505; заявл. 03.07.12; опубл. 30.08.12.

МикроаннотацияСсылка
1Представлена компоновка наклонного карьерного автомобильного подъемника для доставки карьерных автосамосвалов грузоподъемностью до 240 т из карьера на поверхность. Приведены расчеты сокращения затрат на дизельное топливо и парка автосамосвалов за счет применения наклонного подъемника.Чендырев М. А. Технико-экономические параметры транспортирования горной массы из карьера автомобильным наклонным карьерным подъёмником / М. А. Чендырев, А. Г. Журавлев // Бюллетень научно-технической и экономической информации "Черная металлургия". - 2018. - №1. - C. 133-142.
2В данной статье представлены результаты исследований карьерных наклонных подъемных установок. Выявлены зависимости конструктивных параметров установки от основных входных параметров - длины и угла подъема, грузоподъемности самосвала. Освещены некоторые аспекты строительства подъемной установки, разобраны варианты конфигурации нижнего загрузочного пункта, уравновешивания платформ для размещения автосамосвалов.Чендырев М. А. Особенности конструкции автомобильной карьерной наклонной подъемной установки / М. А. Чендырев, А. Г. Журавлев // Проблемы недропользования. - 2017. - № 2. - C. 133-142. DOI: 10.18454/2313-1586.2017.02.133.
3Приведена методика расчетной оптимизации грузоподъемности карьерных автосамосвалов для конкретных условий эксплуатации на основе многофакторной модели и результаты расчета для конкретных примеров. Журавлев А. Г. Выбор рациональной грузоподъемности карьерных автосамосвалов для конкретных условий транспортирования / А. Г. Журавлев // Транспорт Урала. – 2014. – №4. – С. 96-101.
4Приведены результаты комплексных расчетов прогнозных технико-экономических показателей инновационных карьерных автосамосвалов с комбинированной энергосиловой установкой.Журавлев А. Г. Оценка эксплуатационных свойств карьерных автосамосвалов с комбинированной энергосиловой установкой / А. Г. Журавлев // Горное оборудование и электромеханика. – 2008. – № 5. – С. 15-20.
5Приведены зависимости, позволяющие формализовать процесс расчета объемов целиков и дополнительные объемы разноса борта карьера при автомобильно-конвейерном транспорте.Бахтурин Ю.А. Формирование борта карьера при автомобильно-конвейерно-железнодорожном транспорте / Ю. А. Бахтурин / Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2006. - №1. - С. 245-253.
6При обосновании инвестиционных проектов формирования транспортных систем карьеров в качестве критерия оценки потерь от загрязнения окружающей среды предлагается использовать расчетное значение «снижения годовых доходов» из-за простоев автомобильного транспорта.Бахтурин Ю.А. Совершенствование критериальной базы оценки потерь от загрязнения окружающей среды при открытых горных работах / Ю. А. Бахтурин // Горный информационно-аналитический бюллетень – 2011. - ОВ №11. - С. 326-329.
7Анализ эффективности эксплуатации самосвалов в автотранспортных предприятиях производится по показателям, относящимся к парку или группе машин по моделям. Это касается и поддержания технического состояния самосвалов – недостаточный уровень технического сервиса, не всегда соблюдаются требования изготовителя к проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту. Определены критерии, позволяющие оценить рациональный срок службы самосвала независимо от способа его приобретения (покупка за счет собственных средств, лизинг, аренда). Рекомендовано осуществляется единообразный непрерывный учет времени и причин простоев по каждому самосвалу с момента ввода его в эксплуатацию. Данные учета должны сводиться в технический табель работы автосамосвала за месяц, квартал и год. Предложенные положения позволяют провести текущую оценку эффективности эксплуатации карьерного самосвала по фактическим данным (накопленная статистика) и прогнозную по расчетным данным.Глебов А. В. Определение предельных сроков эксплуатации карьерных самосвалов / А. В. Глебов, Г. Д. Кармаев // Горный информационно-аналитический бюллетень – 2015. - № 1. − С. 50- 60.
8Важным моментом при формировании парка карьерных автосамосвалов является оценка срока их эксплуатации, зависящего от соотношения уровня затрат и доходов при реализации транспортной работы. Учет затрат во времени является в данном случае одним из ключевых моментов. Предложен учет фактора времени при прогнозировании основных статей затрат на транспортирование горной массы.Глебов А. В. Прогнозирование затрат на транспортирование горной массы с учетом фактора времени / А.В. Глебов, Г.Д. Кармаев // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2009. - №12. – С. 251-260.
9Обосновываются рациональные способы формирования карьерного пространства с использованием автосамосвалов разной грузоподъемности при разработке глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых.Берсенев В. А. Формирование горно-транспортных систем карьеров с автомобильным транспортом / В.А. Берсенев // Проблемы карьерного транспорта: материалы Х Международной научно-практической конференции, 14 – 16 окт. 2009. – Екатеринбург: ИГД УрО РАН. – 2009. - С.44-52.
10Представлены результаты теоретических исследований по карьерным автомобильным наклонным подъёмным установкам. Выявлены зависимости производительности от главных параметров. Приведены графики экономии ресурсов.Чендырев М. А. Технологические преимущества применения автомобильного подъемника / М. А. Чендырев, А. Г. Журавлев // Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности: сб. трудов XV Междунар. науч.-техн. конф. "Чтения памяти В. Р. Кубачека". - Екатеринбург: УГГУ. - 2017. - C. 456 - 460
11Описаны варианты формирования парка автотранспортного оборудования Эльгинского угольного разреза нагонного типа с учетом больших объемов добычи, сложных условий рельефа и динамики обновления парка ввиду длительного срока существования.Глебов А. В. Формирование парка карьерного автотранспорта при разработке Эльгинского месторождения каменного угля / А.В. Глебов, А. Г. Журавлев // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2010. – ОВ № 4. – С. 69-82.
12В статье проведен анализ условий эксплуатации автомобильного транспорта на карьерах. По мере углубления карьеров неуклонно усложняются условия эксплуатации карьерных автосамосвалов, что требует совершенствования их конструкции. Показано влияние параметров карьерных автосамосвалов посредством параметров дорог и рабочих площадок на объем дополнительной вскрыши в контурах карьера. Даны рациональные пределы повышения уклонов автодорог, преодолеваемых автосамосвалами, для различных условий карьеров. Представлены направления развития конструкций карьерных автосамосвалов, основанные на требованиях, предъявляемых со стороны открытых горных работ. Одно из направлений — создание специализированных карьерных автотранспортных средств, адаптированных в большой мере к конкретным условиям. Предложен комплекс специализированных транспортных средств: троллейвозы и троллейно-аккумуляторные самосвалы, карьерные автосамосвалы с комбинированной энергосиловой установкой, гусеничные самосвалы, троллей-автопоезда. Показаны области применения классических карьерных автосамосвалов и предлагаемых специализированных.Требования к совершенствованию конструкций карьерных автосамосвалов / В. Л. Яковлев, П. И. Тарасов, А. Г. Журавлев, П. Л. Мариев // Механика машин, механизмов и материалов. - 2012. - № 3(20) - 4(21). - C. 86 - 92.

МикроаннотацияСсылка
1Даны результаты технико-экономической оценки эффективности отработки запасов Весенне-Аралчинского месторождения открытым способом на максимально эффективную глубину за счет применения крутонаклонных автомобильных съездов.Журавлев А. Г. Разработка вариантов вскрытия крутонаклонными съездами Весенне-Аралчинского месторождения / А. Г. Журавлев, Д. А. Шлохин // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2017. – Специальный выпуск №23. – С. 167-176.
2Дано обоснование технологических параметров углубочного комплекса в составе гусеничных либо пневмоколесных полноприводных самосвалов и специальных экскаваторов, способных вести отработку залежей на площадках и съездах с уклонами до 45%. Дано укрупненное технико-экономическое сравнение выгоды применения гусеничных и шарнирно-сочлененных самосвалов.Тарасов П. И. Обоснование технологических параметров углубочного комплекса / П. И. Тарасов, А. Г. Журавлев, В. О. Фурин // Горное оборудование и электромеханика. – 2011. - № 9. – С. 2-10.
3Исследованы технологические и конструктивные возможности, критерии и пределы увеличения уклонов автомобильных дорог в глубоких карьерах округлой формы с целью сокращения объемов вскрышных пород.Технологические и конструктивные основы повышения уклонов карьерных автодорог / В. Л. Яковлев, П. Л. Мариев, П. И. Тарасов, В. Т. Войтов, А. Г. Журавлев // Горный журнал. - 2012. - № 1. - C. 78 - 81. - ЦП ИГД УрО РАН - ОИМ НАН Беларуси

МикроаннотацияСсылка
1Показано, что основой переходных процессов при формировании транспортных систем карьеров является структурная и параметрическая адаптация. Приводятся основные принципы и модели адаптации транспортных систем карьеров. Бахтурин Ю. А. Вопросы интерпретации адаптационного формирования сложных транспортных систем карьеров // Ю. А. Бахтурин // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2004. – №12. – С. 166-173.
2Произведена оценка современного состояния карьерного транспорта. Выделены современные тенденции в освоении недр, которые необходимо учитывать при обосновании перспектив развития карьерного транспорта.Яковлев В. Л. Современное состояние, проблемы и перспективы развития карьерного транспорта. / В. Л. Яковлев, В. А. Яковлев // Проблемы карьерного транспорта: материалы XI международной научно-практической конференции г. Екатеринбург (12-14 октября 2011 г.). – Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2011. - С. 6 - 12.
3Разработка месторождений глубокими карьерами связана с изменением условий производства горных работ, что требует исследования переходных процессов в развитии транспортной системы карьера, других технологических процессов. Предложены этапы формирования транспортной системы с учетом особенностей этапов освоения месторождения. Приведены тенденции совершенствования технологических процессов на период до 2025-2030гг.Яковлев В. Л. Особенности методологического подхода к формированию транспортных систем карьеров при разработке сложноструктурных месторождений / В. Л. Яковлев, В. А. Яковлев // Проблемы недропользования. – 2016. – № 1. – С. 65 – 70. DOI: 10.18454/2313-1586.2016.01.065
4Рассмотрены переходные процессы формирования и развития транспортных систем при добыче полезного ископаемого на разных этапах разработки карьера. Установлено качественное изменение характеризующих транспортную систему основных факторов, связанных с влиянием переходных процессов на эффективность эксплуатации карьерного транспорта на разных этапах разработки карьера.Яковлев В. Л. Исследование влияния переходных процессов на эксплуатационные показатели транспортных систем глубоких карьеров / В. Л. Яковлев, Г. Д. Кармаев, В. А. Берсенёв, И. Г. Сумина, В. А. Яковлев // Проблемы недропользования. – 2016. – № 4. – С. 51-60. DOI: 10.18454/2313-1586.2016.04.051
5Освещены актуальные вопросы и особенности формирования транспортных систем карьеров в современных условиях.Бахтурин Ю.А. Современные тенденции развития карьерного транспорта // Горный информационно аналитический бюллетень. – 2009. – №7 – С. 403-414
6Освещены актуальные вопросы и особенности формирования транспортных систем карьеров в современных условиях.Бахтурин Ю. А. Вопросы развития карьерного транспорта/ Ю. А. Бахтурин // Горный информационно-аналитический бюллетень. Горные машины. - 2008. – ОВ №8. – С. 187-210.
7Приведены основные результаты исследований по программе фундаментальных исследований Отделения наук о Земле РАН «ОНЗ-З» «Фундаментальные проблемы и перспективы использования потенциала комплексного освоения недр на основе развития ресурсосберегающих и ресурсовоспроизводящих геотехнологий» (на 2012 год). Впервые поставлена и решена задача проектирования и реализации освоения земных недр с комплексным решением вопроса сбережения ресурсов недр Земли: энергетических, материальных и трудовых и их воссоздания на базе установления закономерностей и условий реализации ресурсосберегающих и ресурсовоспроизводящих геотехнологий.Обоснование технологического и организационного потенциала ресурсосбережения при комплексном освоении недр в сложных условиях / В. Л. Яковлев, С. В. Корнилков, И. Л. Кравчук, И. В. Соколов, А. А. Смирнов, Э. П. Артемьев, Г. Д. Кармаев, А. В. Яковлев, В. Г. Шеменев, Р. И. Сухов, В. А. Берсенев //Развитие ресурсосберегающих геотехнологий комплексного освоения месторождений полезных ископаемых. – М.: ИПКОН, 2012. − C. 38 - 49.
8Рассмотрены различные способы формирования транспортной системы карьеров, позволяющие производить выемку минимальных объемов вскрыши при неизменном объеме выемки полезного ископаемого.Берсенев В. А. Влияние транспортной системы на формирование карьерного пространства / В. А. Берсенев // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2009. - №2. – С. 180-187.
9Проведен анализ истории развития научных идей и методологических подходов к обоснованию технологий, параметров горных работ и стратегии освоения недр, начиная с основополагающих фундаментальных исследований академиков Л.Д. Шевякова, М.И. Агошкова, Н.В. Мельникова, В.В. Ржевского, научных трудов других ученых, охватывающих значительный период становления и развития горного дела и горных наук (1930-1993гг.).
Яковлев В. Л. Исторический опыт развития научных идей методологических подходов к обоснованию технологий, параметров горных работ / В. Л. Яковлев // Проблемы недропользования. – 2014. – № 3. – C. 15-26.
10В статье изложен методологический подход к исследованиям в области освоения недр и приведены примеры решения технологических, экологических, организационных проблем при развитии и поддержании минерально-сырьевой базы труднодоступных регионов. Доказана целесообразность проведения технологического аудита для оценки резервов горнодобывающих предприятий. Обоснованы основные факторы, влияющие на формирование горнопромышленных комплексов. Апробирована методика системной оценки и принятия решений на базе анализа геоинформационных данных.Корнилков С. В. О методологическом подходе к исследованиям в области освоения недр на основе системности, комплексности, междисциплинарности и инновационной направленности / С.В. Корнилков, В.Л. Яковлев // Горный журнал. - 2015. - № 1. - C.4-5.
11В статье приводится дальнейшее развитие методологических подходов к решению проблем освоения глубокозалегающих сложноструктурных месторождений с учетом нарастания геологической информации по мере развития горных работ и необходимости изменения параметров горнотехнической системы предприятия на принципах системности, комплексности, междисциплинарности и инновационной направленности с учетом исследования переходных процессов при разработке инновационных технологий оценки, добычи и рудоподготовки минерального сырья. Отражены также особенности методического подхода к решению практических задач освоения месторождений твердых полезных ископаемых северных и северо-восточных регионов России.Яковлев В.Л. Особенности методологического подхода к обоснованию стратегии освоения сложноструктурных месторождений на основе исследования переходных процессов / В. Л. Яковлев // Проблемы недропользования. -2015. – № 3. – С. 5 - 11.
12Обоснована специфика освоения глубокозалегающих сложноструктурных месторождений и необходимость периодического пересмотра принятых в проекте открытой разработки месторождения технических и технологических решений, в том числе в зависимости от изменения геологической и горнотехнической информации по мере развития горных работ и перехода рабочей зоны на более глубокие горизонты, а также последующего перехода на подземную или комбинированную разработку месторождения.
Яковлев В. Л. Исследование переходных процессов - новый методологический подход к разработке и развитию инновационных технологий добычи и рудоподготовки минерального сырья при освоении глубокозалегающих сложноструктурных месторождений / В. Л. Яковлев // Проблемы недропользования. – 2017. – № 2. – C. 5 - 14. DOI: 10.18454/2313-1586.2017.01.112.

МикроаннотацияСсылка
1Изложены краткие сведения по развитию циклично-поточной технологии с автомобильно-конвейерным транспортом при открытой разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Приведен анализ влияния объемов перевозки горной массы и глубины расположения дробильно-перегрузочных пунктов в карьере на расход материальных и энергетических ресурсов. Исследовано изменение удельных капитальных и эксплуатационных затрат на транспортирование руды и крепких вскрышных пород при различных расстояниях между я дробильно-перегрузочным пунктом в карьере и приемными пунктами горной массы на поверхности. Произведена оценка эффективности применения автомобильно-конвейерного транспорта в комплексах циклично-поточной технологии. На примере глубокозалегающих залежей с большими пространственными размерами обосновано местоположение дробильно-конвейерных комплексов в карьере с большими пространственными размерами.Яковлев В.Л. Об эффективности применения циклично-поточной технологии горных работ на карьерах / В.Л. Яковлев, А.В. Глебов, Г.Д. Кармаев, В.А. Берсенев, И.Г. Сумина, А.В. Семенкин // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. - 2016. - №1. − С. 100-109.
2Проведены результаты исследований сравнения эффективности циклично-поточной технологии с автомобильно-конвейерным транспортом и цикличной технологии с автомобильным транспортом при разработке глубоких карьеров. На основании анализа полученных зависимостей затрат на транспортирование горной массы от объемов перевозки и расстояния между дробильно-перегрузочным пунктом в карьере и приемным пунктом на поверхности изложены рекомендации по моменту ввода ЦПТ на карьерах, а также предпочтительные условия применения автомобильного и автомобильно-конвейерного транспорта при перемещении руды и скальных вскрышных пород. На карьерах, разрабатывающих глубокозалегающие месторождения полезных ископаемых, ЦПТ с автомобильно-конвейерным транспортированием руды целесообразно вводить с самого начала ее добычи. Работы по сооружению дробильно-перегрузочного пункта во внешней неглубокой траншее вблизи к поверхности и конвейерной линии целесообразно проводить в период строительства карьера. При разработке скальных вскрышных пород комплексами ЦПТ применение автомобильно-конвейерного транспорта эффективнее автомобильного при расположении дробильно-перегрузочного пункта в карьере на глубине 90 м. Яковлев В.Л. О моменте ввода циклично-поточной технологии на карьерах / В.Л. Яковлев, Г.Д. Кармаев, В.А. Берсенев, И.Г. Сумина // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2015. - №3. −С.4-11.
3 Рассмотрен вопрос введения циклично-поточной технологии с самого начала добычи полезного ископаемого при расположении первого дробильно-перегрузочного пункта во внешней траншее карьера вблизи к поверхности. Установлено, что это существенно снижает объемы горно-капитальных работ, расход материальных, финансовых и энергетических ресурсов в сравнении с вводом автомобильно-конвейерного транспорта при расположении дробильно-перегрузочного пункта на значительной глубине от поверхности. На ресурсосбережение большое влияние оказывает годовая производительность комплексов циклично-поточной технологии.Яковлев В.Л. Новые решения в развитии циклично-поточной технологии / В.Л. Яковлев, Г.Д. Кармаев, В.А. В. А. Берсенев, И.Г. Сумина // Горный журнал, 2016. - №10. – С. 54-64.
4Приведены основные сведения об оборудовании автомобильного, конвейерного транспорта и дробильно-перегрузочных пунктов, а также о вспомогательном оборудовании для обслуживания конвейеров. Изложены основные положения выбора оборудования дробильно-конвейерных комплексов и экономико-математическая модель расчета его рациональных параметров. Проведен анализ расчетных технико-экономических показателей систем ЦПТ с традиционными крутонаклонными ленточными конвейерами. Обоснованы области предпочтительного применения крутонаклонных ленточных конвейеров.Кармаев Г. Д. Выбор горно-транспортного оборудования циклично-поточной технологии карьеров / Г.Д. Кармаев, А.В. Глебов. - Екатеринбург. ИГД УрО РАН, 2012.− 296 с.
5Выполнен обзор схем вскрытия горизонтов размещения дробильно-перегрузочных пунктов на железорудных карьерах Украины и России. Обоснованы рациональные схемы вскрытия горизонтов и условия применения передвижных дробильно-перегрузочных установок. Выполнен анализ применяемых способов строительства конвейерных подъемников на бортах карьеров. Обоснованы способы с минимальными объемами горностроительных работ.Яковлев В. Л. Устройство дробильно-конвейерных комплексов на глубоких карьерах / В.Л. Яковлев, В.П. Смирнов, В.А. Берсенев. ― Екатеринбург: ИГД УрО РАН. 2003. ― 42 с.
6Представлена краткая информация об Актогайском месторождении. Приведены технологические схемы формирования дробильно-конвейерных комплексов на бортах карьера Актогай, пролагаемые авторами. Исследовано изменение критериев оценки эффективности, таких как относительные дисконтные удельные капитальные и эксплуатационные затраты, отчисление за загрязнение атмосферы, удельная металлоемкость и энергонасыщенность, производительность труда. Обоснована эффективность применения циклично-поточной технологии по сравнению с использованием экскаваторно-автомобильного комплекса в условиях месторождения «Актогай».Глебов А.В. Эффективность применения циклично-поточной технологии при разработке Актогайского месторождения меди / А.В. Глебов, А.В. Семенкин, Г.Д. Кармаев, В.А. Берсенев // Горное оборудование и электромеханика. – 2017. - №3 (130). – С. 12-16.
7Приведены результаты исследований по усовершенствованию методики оценки эффективности комплексов циклично-поточной технологии с целью более точного расчета параметров автомобильно-конвейерного транспорта и определения рациональной области его использования на основе критерия дисконтированных относительных удельных затрат.Глебов А.В. Новые подходы и решения по применению циклично-поточной технологии на карьерах / А.В. Глебов, А.В. Семенкин, Г.Д. Кармаев, В.А. Берсенев // Горный журнал. – 2017. - №6. – С.48-52.
8В статье приводятся автоматная имитационная модель управления интенсивностью отгрузки горной массы со склада перегрузки с конвейерного на железнодорожный транспорт в схемах циклично-поточной технологии. Бахтурин Ю.А. Управление режимами движения горной массы на складе при циклично-поточной технологии/ Проблемы недропользования. – 2015. – № 4. – С. 44-49.
9Начиная с первой половины 70-х годов ХХ в. открытая добыча полезных ископаемых с глубины 150-200 м и более становится одной из наиболее актуальных проблем мировой горнорудной промышленности. На Западе решающую роль сыграл энергетический кризис, вызвавший резкое повышение цен на нефтепродукты, а в СССР - снижение темпов роста годовых объемов производства. Было найдено оптимальное решение - применение циклично-поточной технологии (ЦПТ) и комбинированных видов транспорта с использованием конвейеров для подъема горной массы из карьеров на поверхность земли.Особенности проектирования ЦПТ на карьерах / С. В. Корнилков, В. Ф. Столяров, Ю. А. Бахтурин, В. А. Берсенев // Недропользование ХХI век. - 2008. - № 6. – С. 62-66.
10Выявлены тенденции развития ЦПТ, обоснованы рациональные сферы применения обычных и крутонаклонных ленточных конвейеров. Показано, что использование крутонаклонного конвейерного подъема прежде всего целесообразно в особых (стесненных) условиях разработки месторождений, когда применение обычных ленточных конвейеров при размещении их в траншеях на борту карьера либо затруднено, либо невозможно.Бахтурин Ю. А. Вопросы применения циклично-поточной технологии на карьерах / Ю.А. Бахтурин, Г.Д. Кармаев, В.А. Берсенев // Горный информационно-аналитический бюллетень, 2011. - №3. – С. 62-71.
11Рассмотрены технические и технологические особенности использования крутонаклонных конвейерных подъемников в комплексах ЦПТ на глубоких карьерах. Путем графического моделирования карьерного пространства показано, что нет технологических ограничений использования крутонаклонных ленточных конвейеров в условиях их предпочтительного применения, определенных по результатам технико-экономической оценки с учетом использования технических возможностей оборудования. Разработаны технологические схемы применения комплексов ЦПТ с крутонаклонными конвейерами и изложены рекомендации по размещению дробильно-перегрузочных пунктов и перегрузочных узлов между конвейерами с увязкой мест их строительства с расположением капитального автомобильного съезда в карьере.Кармаев Г. Д. Технические и технологические аспекты применения крутонапклонных конвейеров на карьерах / Г. Д. Кармаев, В. А. Берсенев, А. В. Семенкин, И. Г. Сумина // Проблемы недропользования. – 2014. – №3. – С. 154 - 163.
12Усложнение горно-технических условий разработки глубоких горизонтов карьеров вызывает необходимость использования крутонаклонных подъемников для доставки на поверхность горной массы. Их применение позволяет создавать высокоэффективные ресурсосберегающие технологии отработки глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых открытым способом. В частности, крутонаклонные подъемники в схемах циклично-поточной технологии снижают объемы горно-капитальных работ в карьере, металлоемкость процесса транспортирования в сравнении с обычными ленточными конвейерами, а в целом повышают эффективность транспортных систем карьеров. Кармаев Г. Д. Крутонаклонный конвейер с движущимися прижимными элементами / Г. Д. Кармаев, А. В. Глебов, И. Г. Сумина // Горная техника / ООО"Славутич". - СПб: ООО "НП Принт". № 2 (10), 2012. − C. 88 - 90.
13В Статье приведены результаты исследований работы полустационарных дробильно-перегрузочных установок, работающих на карьере Полтавского ГОКа, и технико-экономические показатели крутонаклонного конвейера, установленного в карьере Костомукшского ГОКа. В настоящее время развитие дробильно-конвейерных систем происходит по двум направлениям: формирование дробильно-конвейерных комплексов, в состав которых входят мощные передвижные дробилки, и изготовление крутонаклонных конвейеров. Эффективность работы автомобильно-конвейерного транспорта возрастает при использовании полустационарных и передвижных дробильно-перегрузочных установок. Такие установки состоят из 3-4 крупных модулей, поэтому при увеличении расстояния транспортировки горной массы их можно в кратчайшие сроки перевести на новый концентрационный горизонт и пустить в работу. Результаты исследований показали, что при увеличении длины транспортировки себестоимость перевозки возрастает прямо пропорционально, а при постоянной длине транспортировки эффективность работы транспорта остается прежней или. При определенных условиях, может возрасти. Результаты исследований, проведенных в карьере Костомукшского ГОКа, доказывают высокую экономическую эффективность циклично-поточной технологии при применении полустационарных дробильно-перегрузочных установок в комплексе с крутонаклонным конвейером при высоте горной массы 100-150 м.Кармаев Г. Д. Перспективы применения крутонаклонного конвейерного подъема / Г.Д. Кармаев, В.Л. Яковлев, С.С. Кулнияз // Комплексное использование минерального сырья. – 2013. - №1. − С. 10-15.
14Проведены результаты исследований сравнения эффективности циклично-поточной технологии с автомобильно-конвейерным транспортом и цикличной технологии с автомобильным транспортом при разработке глубоких карьеров. На основании анализа полученных зависимостей затрат на транспортирование горной массы от объемов перевозки и расстояния между дробильно-перегрузочным пунктом в карьере и приемным пунктом на поверхности изложены рекомендации по моменту ввода ЦПТ на карьерах, а также предпочтительные условия применения автомобильного и автомобильно-конвейерного транспорта при перемещении руды и скальных вскрышных пород. На карьерах, разрабатывающих глубокозалегающие месторождения полезных ископаемых, ЦПТ с автомобильно-конвейерным транспортированием руды целесообразно вводить с самого начала ее добычи. Работы по сооружению дробильно-перегрузочного пункта во внешней неглубокой траншее вблизи к поверхности и конвейерной линии целесообразно проводить в период строительства карьера. При разработке скальных вскрышных пород комплексами ЦПТ применение автомобильно-конвейерного транспорта эффективнее автомобильного при расположении дробильно-перегрузочного пункта в карьере на глубине 90 м.Яковлев В.Л. О моменте ввода циклично-поточной технологии на карьерах / В.Л. Яковлев, Г.Д. Кармаев, В.А. Берсенев, И.Г. Сумина // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. - 2015. - №3. −С.4-11.
15Рассматриваются схемы формирования дробильно-конвейерных комплексов на бортах глубоких карьеров с ленточными и крутонаклонными конвейерами, со стационарными дробильно-перегрузочными пунктами.Берсенев В. А. Формирование дробильно-конвейерных комплексов глубоких карьеров / В.А. Берсенев // Проблемы карьерного транспорта: материалы IX междунарю науч.-практич. конф. 9-12 окт. 2007 г. – Екатеринбург: УрО РАН, 2008. – С. 46-51.
16Начиная с первой половины 70-х годов ХХ в. Открытая добыча полезных ископаемых с глубины 150-200 м и более становится одной из наиболее актуальных проблем мировой горнорудной промышленности. Было найдено оптимальное решение – применение циклично-поточной технологии (ЦПТ) и комбинированных видов транспорта с использованием конвейеров для подъема горной массы из карьеров на поверхность земли.Корнилков С.В. Особенности проектирования ЦПТ на карьерах / С.В. Корнилков, В.Ф. Столяров, Ю.А. Бахтурин, В.А. Берсенев // Недропользование ХХI век. – 2008. - № 6. – С. 62-66.
17Приводятся разработанные в ИГД УрО РАН способы формирования участков бортов карьеров для строительства ленточных и крутонаклонных конвейерных подъемников с применением строительного крана и тракторной тележки, позволяющие исключить разнос борта карьера и оставление целиков пород под строительные площадки.Берсенев В. А. Строительство конвейерных подъемников на бортах карьеров / В.А. Берсенев // Проблемы карьерного транспорта: материалы ХI Международной научно-практической конференции . 12-14 окт. 2011 г. – Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – С.49-56.
18Статья посвящена исследованию изменения расчетных затрат при разработке карьера с применением экскаваторно-автомобильного комплекса (ЭАК) и циклично-поточной технологии (ЦПТ). На основе экономико-математических моделей произведены расчеты удельных эксплуатационных и капитальных затрат, по результатам которых определены тенденции изменения удельных затрат. Автор полагает, что полученные результаты и сделанные выводы помогут в дальнейшем определить рациональные условия применения комплексов ЦПТ.Семенкин А. В. Изменение расчетных затрат при разработке карьера с применением экскаваторно-автомобильного комплекса и комплекса циклично-поточной технологии / А.В. Семенкин // Проблемы недропользования. – 2015. – №3. – С. 59 – 68.
19В статье рассмотрен учет фактора времени при анализе вариантов эксплуатации комплексов цикличной и циклично-поточной технологии (ЦПТ) открытых горных работ при отработке месторождений твердых полезных ископаемых. В качестве комплекса цикличной технологии рассмотрен экскаваторно-автомобильный комплекс (ЭАК). Учтен фактор времени при расчете затрат на эксплуатацию комплексов ЦПТ и ЭАК. В результате проведенных исследований обоснованы период оптимизации и коэффициенты приведения (норма дисконта) капитальных и эксплуатационных затрат. Семенкин А. В. Учет фактора времени при определении эффективности применения комплексов ЦПТ / А. В. Семенкин // Известия УГГУ. – 2017. – №1. – С. 72 – 75.

МикроаннотацияСсылка
1Рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением достаточной производительности и возможности ведения горных работ при использовании в качестве магистрального звена транспорта кабельных кранов.Беспальков А.А. Технические вопросы при использовании кабельных кранов для ведения горных работ / А. А. Беспальков, А. Г. Журавлев // Проблемы недропользования. – 2017. – № 2. – С. 85-95. DOI: 10.18454/2313-1586.2017.02.085
2Статья посвящена исследованию конструктивных параметров кабельного крана для перемещения горной массы из глубинной части карьера. Рассмотрен вопрос влияния геометрии провисания несущих канатов кабельного крана на мощность механизма перемещения грузовой тележки.Беспальков А.А. Зависимость мощности механизма передвижения грузовой тележки кабельного крана от геометрии провисания несущих канатов / А. А. Беспальков, А. Г. Журавлев, Г. Г. Кожушко// Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности: сборник трудов XV международной научно-технической конференции «Чтения памяти В. Р. Кубачека». – 2017. – с. 431-435.
3Предложен вариант применения подземных троллейно-аккумуляторных самосвалов и автопоездов взамен традиционных подземных самосвалов для транспортировки горной массы. Рассчитаны предварительные технологические показатели и оценены эксплуатационные затраты.Яковлев В. Л. Предложение по применению транспорта с троллейным питанием на Ново-Учалинском месторождении / В. Л. Яковлев, В. А. Черепанов // Горное оборудование и электромеханика. – 2014. - № 5. – С. 32-36.
4Разработаны технические характеристики троллей-автопоездов различной грузоподъемности. Приведена методика сравнения показателей эксплуатации автопоездов и подземных автосамосвалов, на основании которой показана эффективность применения новой техникиЧерепанов В. А. Некоторые технические и технологические аспекты применения троллей-автопоездов / В. А. Черепанов // Горный информационно-аналитический бюллетень , 2012. – № 11. – С. 225-233.
5Журнал «Горная Промышленность» продолжает публикацию статей, посвященных актуальной проблеме коренного повышения эффективности работы транспорта на горных предприятиях с открытым и подземным способами разработки месторождений. Две статьи настоящего блока объединяет общая задача по созданию нового типа транспортных средств, предназначенных для высокопроизводительной работы при комбинированной разработке месторождений.Тарасов П. И. Троллей-автопоезда - транспорт для комбинированной разработки месторождений полезных ископаемых / П.И. Тарасов, В.А. Черепанов // Горная промышленность. - 2008. - № 5 (81). - С. 72-78.
6В статье представлены различные схемы грузоподъемной тары, потенциально применимой для доставки горной массы на карьерах кабельными кранами. Выделены преимущества и недостатки контейнерного транспорта, а также требования к контейнерам, применимым в горном деле под определенные условия загрузки, разгрузки и транспортирования. Спроектированы варианты конструкций грузоподъемной тары для кабельного крана грузоподъемностью 50 тонн. Проведен их прочностной анализ в CAE-системе APM FEM и дано их сравнение.Беспальков А.А. Конструкции грузоподъемной тары для доставки горной массы на карьерах кабельными кранами / А. А. Беспальков // Проблемы недропользования. – 2017. – № 4. – С. 10-18. DOI: 10.18454/2313-1586.2017.04.010
7Приведены результаты расчета сокращения выбросов вредных веществ с отработавшими газами за счет применения специализированных мобильных транспортных средств на примере конкретных карьеров (гусеничные самосвалы, автосамосвалы с комбинированной энергосиловой установкой, троллейвозы, автопоезда). Также дана оценка сокращения площадей, занимаемых карьером и отвалами за счет вскрытия крутонаклонными съездами.Снижение экологической нагрузки за счет применения комплекса специализированных карьерных транспортных средств / Тарасов П.И., Журавлев А.Г., Исаков М.В., Черепанов В.А. // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2009. – №2. – С. 273-280.
8Предложена методика обоснования оптимальных параметров горнотранспортных средств как для выбора рациональных условий эксплуатации для конкретной машины, так и для оценки рациональных конструктивных параметров проектируемых машин. Приведены результаты для решения двух задач: а) поиск рациональных условий эксплуатации карьерного автосамосвала на основе коэффициента эффективности транспортирования; б) обоснование рациональных параметров специального гусеничного самосвала для доставки горной массы по автодорогам с повышенными уклонами.Журавлев А. Г. Обоснование рациональных технических параметров горнотранспортных машин / А. Г. Журавлев // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2016. – СВ №21. – С. 75-87.
9Приведены варианты перспективной компоновки энергосиловых установок карьерных автотранспортных средств с троллейным питанием (троллейная, троллейно-аккумуляторная, дизель-троллейвозная). Дана технико-экономическая оценка различных компоновок троллейвозов с учетом влияния различных факторов (продольный уклон автодорог, годовой объем перевозок и др.).Тарасов П. И. Влияние технологических параметров троллейвозного транспорта на эффективность их эксплуатации / П.И.Тарасов, А.Г. Журавлев, А. П. Тарасов // Проблемы карьерного транспорта: материалы XI международной научно-практической конференции, 12-16 октября 2011 г. – Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – С. 79-87.
10Выделены тенденции развития транспортных систем карьеров. Исследованы предпосылки к развитию новых транспортных технологий. Приведены направления совершенствования карьерных автосамосвалов. Предложен комплекс специализированных транспортных средств, внедрение которых позволит решать многие проблемы карьерного автотранспорта, повысить его эффективность, а в ряде случаев сделать эффективной отработку запасов, которые ранее считались забалансовыми.Яковлев В. Л. Перспективный спецтранспорт карьеров / В.Л. Яковлев, П.И. Тарасов, А.Г. Журавлев // Горное дело[Электронный ресурс]: научно-технический журнал. – 2013. - №1. - С. 24-34. – Режим доступа: http://gornoe-delo.ru/jgd/2013/1/#
11В монографии изложены результаты исследований по разработке комплекса выемочно-погрузочного и транспортного оборудования для доработки глубоких горизонтов карьеров при вскрытии крутонаклонными съездами с уклоном до35% - углубочного комплекса. Приведены возможные конструкции колесных и гусеничных самосвалов, которые могут применяться на крутонакролонных съездах, а также концептуальные разработки специализированного экскаватора, способного работать непосредственно на крутонаклонных площадках. Приведены расчетные значения технических параметров машин и прогноз их эксплуатационных показателей. Обоснована область применения технологии доработки с применением крутонаклонных съездов и область применения предложенного вида технологического оборудования. Приведено экономическое сравнение вариантов применения углубочного комплекса.Яковлев В. Л. Углубочный комплекс для доработки кимберлитовых карьеров. / В. Л. Яковлев, П. И. Тарасов, В. О. Фурин, И. В. Зырянов. - Екатеринбург: УрО РАН, 2015. – 268 с.

МикроаннотацияСсылка
1Приведен обзор развития систем роботизированного управления карьерным транспортом и сформулированы основные тенденции и перспективы его развития.Журавлев А. Г. Тенденции развития транспортных систем карьеров с использованием роботизированных машин / А. Г. Журавлев // Проблемы недропользования. – 2014. – №3. – С. 164-175. DOI 10.18454/2313-1586.2014.03.164
2Приведены результаты обоснования производительности комплекса горно-транспортного оборудования для условий доработки запасов карьера «Удачный» за счет сверхвысоких уступов и откатки горной массы по крутонаклонным съездам в режиме дистанционного управления. задача решалась с применением компьютерного моделирования и оригинальных методик.Обоснование производительности и парка специального оборудования с дистанционным управлением для доработки запасов руды в карьере «Удачный» / Тарасов П.И., Журавлев А.Г., Черепанов В.А., Акишев А.Н., Шубин Г.В. // Горный журнал. – 2012. – №12. – С. 35-39.
3Благодаря развитию радио- и компьютерных технологий в настоящее время возможно создание как отдельных машин, так и комплексов механизации на карьерах и шахтах. Авторы полагают, что в ближайшем будущем безлюдные технологии выделятся в отдельное актуальное направление развития геотехнологий. В статье приведен обзор существующих разработок в области создания горных машин с дистанционным и роботизированным управлением. Систематизированы типы удаленного управления мобильными горными машинами (дистанционное, автономное, комбинированное) и предварительно определены области их рационального применения на практике. Проведена оценка производительности оборудования при удаленном управлении.Варианты реализации безлюдных технологий для горнопромышленного транспорта / П. И. Тарасов, А. Г. Журавлев, В. А. Черепанов, В. В. Разбицкий // Известия высших учебных заведений. Горный журнал, 2013. – № 1. – С. 104-111.

МикроаннотацияСсылка
1Приведена информация о комплексе экспериментальной аппарату, разработанной в лабораторией транспортных систем карьеров и геотехники ИГД УрО РАН для исследования параметров работы карьерных автосамосвалов, в т.ч. мощности различных агрегатов энергосиловой установки, расход топлива, скорость и др.Комплекс экспериментальной аппаратуры для исследования карьерных автосамосвалов / П. И. Тарасов, А. Г. Журавлев, Е. В. Фефелов, М. В. Исаков, В. А. Черепанов // Проблемы карьерного транспорта: материалы X международной научно-практической конференции (14-16 октября 2009 г.) – Екатеринбург: УрО РАН. – 2009. – С. 211-214.

МикроаннотацияСсылка
1В монографии изложены научные принципы разработки новых специализированных видов транспорта для открытых и подземных горных работ, вопросы эксплуатации в различных горнотехнических условиях. Описаны инновационные технические решения в области специализированных средств карьерного транспорта (троллейвозы, автосамосвалы с комбинированной энергосиловой установкой, гусеничные самосвалы и др.). Дана комплексная оценка их технологических, технико-экономических и экологических преимуществ и области применения.Яковлев В. Л. Новые специализированные виды транспорта для горных работ / В.Л. Яковлев, П. И. Тарасов, А. Г. Журавлев. – Екатеринбург: УрО РАН, 2011. – 375 с.
2В статье изложен методологический подход к исследованиям в области освоения недр и приведены примеры решения технологических, экологических, организационных проблем при развитии и поддержании минерально-сырьевой базы труднодоступных регионов. Доказана целесообразность проведения технологического аудита для оценки резервов горнодобывающих предприятий. Обоснованы основные факторы, влияющие на формирование горнопромышленных комплексов. Апробирована методика системной оценки и принятия решений на базе анализа геоинформационных данных.Яковлев В. Л. О методологическом подходе к исследованиям в области освоения недр на основе системности, комплексности, междисциплинарности и инновационной направленности / С. В. Корнилков, В. Л. Яковлев // Горный журнал. - 2015. - № 1. - C. 4-5.
3Приводятся результаты исследований в области развития карьерного транспорта. Приведены выявленные закономерности, а также сформулированы основные принципы и положения стратегии формирования транспортных систем карьеров. Установлено, что обоснование адаптивного характера развития транспортных систем карьеров, выявление закономерностей и ограничений их формирования, определение наиболее вероятного прогнозного фона наряду с методами прогнозирования и универсальной интерактивной моделью функционирования сложных транспортных систем карьеров составляют методическую основу долгосрочного и дальнесрочного прогнозов формирования транспортных систем карьеров. Определены перспективные направления исследований и приведены некоторые результаты в области теории карьерного транспорта.Яковлев В. Л. Основные аспекты формирования и новые научные направления исследований транспортных систем карьеров. / В.Л. Яковлев, Ю.А. Ю.А. Бахтурин, А.Г. Журавлев // Наука и образование. – 2015. - №4 (80). – С. 67-72.
4За достаточно длительный 300-летний период развития горного дела в России наибольший интерес для изучения исторического опыта развития научных идей, методологических подходов к обоснованию технологий, параметров горных работ и стратегии освоения недр представляют научные публикации в виде статей, монографий, диссертационные работы, а также фактические параметры и технико-экономические показатели горных предприятий России и стран СНГ за последние 50-70 лет, т.е. за период от начала перехода к комплексно-механизированным горным предприятиям до современных горно-обогатительных комбинатов с полным циклом технологических процессов горного производства. Предпринятые в последние годы в Российской академии наук меры по укрупнению бюджетной тематики в институтах, концентрации усилий ученых на наиболее актуальных научных направлениях, введению конкурсного принципа проведения фундаментальных научных исследований по программам РАН и ее отделений потребовали применения принципиально новых методологических подходов.Яковлев В. Л. Особенности методологических подходов к исследованию, проектированию и планированию развития горнотехнических систем при освоении запасов месторождений полезных ископаемых / В. Л. Яковлев // Геомеханические и геотехнологические проблемы освоения недр Севера: Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). - №11 (СВ 24). – М: Горная книга, 2017. – С.138-145.
5Приводятся методологические основы и особенности прогноза средне и – долгосрочного формирования транспортных систем карьеров.Бахтурин Ю.А. Методическое обеспечение прогноза формирования транспортных систем карьеров / Ю. А. Бахтурин // Горный информационно- аналитический бюллетень. – 2011. - ОВ №11. – С. 294-308.
6Приведены данные о современном состояния карьерного транспорта на российских горнодобывающих предприятиях, сложившиеся подходы и особенности принятия решений в области карьерного транспорта. Показано, что одной из ключевых тенденций является рост перевозок автомобильным транспортом при планомерном росте средней грузоподъемности автосамосвалов, при том, что максимальная грузоподъемность серийных машин достигла 450 т. Проверенные временем схемы комбинированного транспорта (автомобильно-железнодорожного, автомобильно-конвейерного) будут сохраняться на действующих и применяться на новых крупных горно-обогатительных комбинатах. При незыблемости основных заложенных в существующей теории формирования транспортных систем карьеров принципов произошли существенные изменения факторов, влияющих на их развитие. В связи с этим требуется развитие как теоретических, так и прикладных методических подходов. Даны некоторые направления такого развития, связанные c широким применением методов компьютерного моделирования и расчета, увязанные с современными тенденциями в развитии карьерного транспорта. Сформулированы требования к совершенствованию нормативно-технической базы разработки месторождений полезных ископаемых, касающиеся вопросов карьерного транспорта.Особенности решения транспортных проблема на современном этапе развития горного производства / Яковлев В.Л., Журавлев А.Г., Бахтурин Ю.А., Черепанов В.А. // Горное оборудование и электромеханика. – 2017. – №2. – С.11-18.
7Представлена концепция комплекса специализированных мобильных транспортных средств, поэтапное применение которого позволяет увеличивать уклон транспортных коммуникаций, сокращать объемы вскрыши или при прочих равных условиях увеличивать эффективную глубину отработки месторождения карьером, а также улучшить экологические и технико-экономические показатели транспорта: троллейвозы, автосамосвалы с комбинированной энергосиловой установкой, углубочный комплекс (гусеничный самосвал + специальный экскаватор).Яковлев В.Л. Специализированные виды автотранспорта для горнодобывающих предприятий / Яковлев В.Л., Тарасов П.И., Журавлев А.Г., Фурин В.О., Ворошилов А.Г., Тарасов А.П., Фефелов Е.В. // Горная промышленность. – 2007. – №6. – С. 44-50.
8В связи с необходимостью расширения ресурсной базы рассматривается освоение новых кимберлитовых месторождений, удаленных от существующей производственной инфраструктуры, с доставкой руды к существующим обогатительным фабрикам. Приведены результаты исследований выбора вида магистрального транспорта для указанных условий.Проблемы магистрального транспортирования руды от удаленных кимберлитовых месторождений / П.И. Тарасов, А.Г. Журавлев, В.А. Черепанов, М.В. Исаков, В.Р. Баланчук, А.Н. Акишев, С.Л. Бабаскин // Горное оборудование и электромеханика. - 2014. - № 5. – С. 25-31.
9На примере крупных железорудных карьеров показаны проблемы развития открытого способа разработки месторождений. Обозначены пути решения этих проблем и перспективные направления научных исследований.Яковлев В. Л. Состояние, проблемы и пути совершенствования открытых горных разработок / В. Л. Яковлев // Горный журнал. - 2009. - № 11. - C. 11 - 14.
10Приведены прогнозные данные по освоению минерально-сырьевой базы некоторых территорий Уральского региона. Охарактеризованы перспективные траектории развития минерально-сырьевого комплекса субъектов РФ, на основе чего выделены группы регионов — сохраняющих, снижающих, повышающих уровень сырьевой специализации или иверсифицирующих свою экономику.Проиллюстрированы особенности прогнозирования технологического развития в горнодобывающих отраслях в период плановой экономики СССР. Приведены показатели успешно работающих железорудных карьеров.
Прогноз технологического развития в горнодобывающих отраслях на основе модернизации техники и технологии горного производства / А. И. Татаркин, С. В. Корнилков, В. Л. Яковлев, Е. А. Орлова // Экономика региона. - 2012. - № 4. - C. 80 - 92.
11Выделены особенности проблем транспорта глубоких карьеров. Приведены методические положения, которые необходимо учитывать при оценке состояния и перспектив развития транспортных систем карьеров. Представлены методические рекомендации по установлению сфер рационального применения различных видов карьерного транспорта и обоснование перспектив формирования транспортных систем крупных глубоких карьеров. Определены наиболее актуальные проблемы дальнейшего развития карьерного транспорта в XXI веке, требующие проведения научных исследований и проектно-конструкторских разработок.Яковлев В. Л. Транспорт глубоких карьеров: состояние, проблемы, перспективы развития / В. Л. Яковлев // Глубокие карьеры: сб. докладов Всероссийской научно-техн. конф. с международ. участием (18 - 22 июня 2012 г.) / ГоИ КНЦ РАН. - Апатиты, СПб, 2012. - C. 67 - 80.

%d такие блоггеры, как: