Известный ученый-горняк, выдающийся горный инженер, внесший значительный вклад в теорию и практику открытых горных разработок по одному из важнейших разделов – карьерному транспорту, создатель уральской научной школы по карьерному транспорту, организатор и первый директор Института горного дела УФАН СССР, позднее ИГД Министерства черной металлургии СССР, ныне Институт горного дела УрО РАН.В 1928 г. окончил Рыбинский механический техникум, а затем Свердловский горный институт (ныне УГГУ). Свою трудовую деятельность М.В. Васильев начал с реального производства, а потому знал его особенности, проблемы и перспективы. Он прошел путь от сменного мастера на Бакальском железном руднике, до главного инженера союзного треста «Уралсибэкскавация». С участием М. В. Васильева в 1949—1956 гг. строились рудники «Шалым», «Шерегеш», «Каражал», «Ахтенский», «Ново-Киевский», «Аккермановский» и многие другие.С 1957 года начинается его научная карьера в качестве заведующего лабораторией открытых горных работ Горно-геологического института Уральского филиала Академии наук СССР (УФАН СССР), а уже к 1958 г. он занимал должность заместителя председателя Президиума УФАН СССР.С целью решения накопившихся проблем, сдерживающих развитие и модернизацию горного производства в 1962 г. распоряжением Совета Министров РСФСР из состава Горно-геологического института УФАН СССР был выделен Институт горного дела, который возглавил и в течение 22 лет руководил доктор технических наук, профессор М.В. Васильев.Становление Института связано с переходом сначала в ведение Госкомитета по черной и цветной металлургии СССР (1963 г.), а затем в Министерство черной металлургии СССР (1965 г.). Институт развивался количественно (с 78 сотрудников в 1962 г. до 480 сотрудников к 1980 г.) и успешно проводил исследования по широкому кругу проблем открытых горных работ, подземной добычи, рекультивации нарушенных земель. Выполнял функции центрального института Минчермета СССР по разработке руд черных металлов, головного института в отрасли по ряду научных направлений, прежде всего – карьерному транспорту (приказ по Минчермету СССР №694 от 31.08.1976 г.).
М.В. Васильев являлся не только крупным организатором в науке и известным ученым, но и основателем уральской научной школы по карьерному транспорту. Защитив в 1954 кандидатскую диссертацию «Повышение эффективности конвейерного транспорта на открытых горных работах», а в 1961 г. докторскую – «Основные вопросы развития открытых разработок с автомобильным транспортом» он приступил к созданию коллектива, широко охватывающего проблемы карьерного транспорта. Заряжая всех, кто с ним работал неукротимой энергией, трудолюбием, создавая условия для работы и поручая решение серьезных научно-технических задач, М.В. Васильев сформировал работоспособную команду, внесшую значительный вклад в теорию и практику карьерного транспорта.
Под его руководством организованы регулярные научно-технические конференции по карьерному транспорту (1959, 1966, 1973, 1978, 1985 гг.), в работе которых принимали участие десятки научно-исследовательских и проектных институтов, горнодобывающих предприятий, сотни ученых и специалистов. На конференциях обсуждались существующие проблемы в развитии открытых горных работ и карьерного транспорта и разрабатывались рекомендации по их решению, претворявшиеся в жизнь.
Наиболее крупными научными работами, выполненными лично М. В. Васильевым или под его руководством и получившими практическое применение и широкое признание, являются:
✦ прогноз развития и технического перевооружения горнорудных предприятий черной металлургии СССР до 1990 г.;
✦ научная оценка целесообразности расширения и обоснование перспектив развития открытых горных работ на ряде крупнейших рудных месторождений восточной части страны;
✦ разработка основных направлений технического прогресса, новых технологических схем и средств комплексной механизации открытых горных работ в железорудной промышленности;
✦ создание научных основ проектирования и эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных работах и определение технического ряда и основных параметров новых большегрузных автосамосвалов;
✦ исследование и обоснование области и границ применения прогрессивных комбинированных видов транспорта;
✦ предложения по принципиально новым видам транспорта: автомобильным подъемникам, вертолетам, монорельсовым дорогам и др. с разработкой транспортных схем и основных типов и размеров рекомендуемого оборудования.Наиболее известные труды Михаила Владимировича связаны с развитием важнейшего раздела горной науки – карьерного транспорта. Под его авторством вышло огромное количество статей и целая серия монографий, основные из которых:
— М.В. Васильев. «Автомобильный и тракторный транспорт на карьерах» (1959 г.);
— М.В. Васильев «Современный карьерный транспорт» (1960 г.)
— М.В. Васильев «Научные основы проектирования и эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных разработках» (1962 г.);
— М.В. Васильев «Комбинированный карьерный транспорт» (1965 г.);
— М.В. Васильев, В. Л. Яковлев (под ред. академика Н. В. Мельникова). «Научные основы проектирования карьерного транспорта» (1972 г.).
— М.В. Васильев, В.П. Смирнов, А.А. Кулешов. «Эксплуатация карьерного транспорта» (1979 г.);
— М.В. Васильев «Транспорт глубоких карьеров» (1983 г.);
— «Транспортные процессы и оборудование на карьерах» (под ред. М.В, Васильева, 1986 г.).